Previous Entry Share Next Entry
art201045

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ



Вчера исполнилось 60 лет со дня одной из самых больших трагедий советского флота, гибели линкора «Новороссийск». Погибло более шестисот моряков. Информации о том, как она произошла очень много, этому посвящен, например сайт http://www.linkor-novorossiysk.ru/about/. Я его считаю наиболее достоверным, так как создан людьми, которые все это видели своими глазами.


Версий о том как произошел взрыв огромная масса, придумывают самые немыслимые, но достоверно никто не может сказать что же взорвалось и каким образом. Эта тайна так и останется тайной. На вопрос, почему от одного взрыва в носовой части линкор опрокинулся и затонул, почему-то мало кого интересует.


Линкор «Бисмарк» в бою с английским флотом, получив несколько торпед в оба борта, не только оставался на плаву, но продолжал движение и вести огонь. «Новороссийску» хватило одной. Линкор был построен в Италии получен по репарации (ранее назывался «Юлий Цезарь») в 1949 году. Министр судостроительной промышленности Малышев, технически очень грамотный специалист, изучив чертежи итальянского корабля в 1946 году, настоятельно рекомендовал не принимать корабль в связи с конструктивными недостатками.


Набор (совокупность всех элементов корпуса корабля - киль, шпангоуты, стрингеры, переборки, палубы, штевни и т.д.) линкора, а точнее расположение переборок и палуб не обеспечивали в необходимой мере живучесть корабли. Поэтому вода, которая под давлением стала поступать внутрь корпуса после взрыва,  просто сметала поперечные переборки, затапливая помещения по одному борту. Об этом я узнал, будучи курсантом военно-морского училища в Севастополе, от начальника кафедры ТУЖК (теория устройства и живучести корабля) контр-адмирала, фамилию к сожалению забыл, который в момент трагических событий был флагманским механиком Черноморского флота и попал "под раздачу" при определении виновных.


Тема «Новороссийска» в те времена (60-е) годы вообще никак и нигде не обсуждалась. Но на занятиях по ТУЖК мы подробно рассматривали чертежи корпуса и получили ясное представление о том, ПОЧЕМУ он опрокинулся.


Первое решение отбуксировать линкор на мелководье (достаточно было «сдвинуть» корпус на 40 – 50 метров) было правильным и единственно возможным, но буксировку прекратили по приказу Командующего флотом, а когда все же решили продолжить, было уже поздно. Очень много воды было принято на левый борт и при попытке буксиров повернуть линкор носом к берегу, корабль потерял остойчивость и опрокинулся, перевернуться он не мог из-за небольшой глубины.


Итальянские корабелы вообще строили очень быстроходные военные корабли, а достигалось это уменьшением веса за счет облегчения набора корпуса. И «Новороссийск» был именно таким «быстроходным» кораблем.


Вечная память погибшим, вечный урок нам.


  • 1
Очень советская история.
Вывести людей Аллах не велел, да.

"но буксировку прекратили по приказу Командующего флотом" - угу. Именно. А то как же потом с мели то снимать.

То есть командующий флотом не знает азбучных истин о буксировке корабля - терпящего бедствие на мель. В РЯВ 1904-1905 года знали , а в 1949 забыли большевики выучку золотопогонников царских. Вот что отсутствие сословий с флотом делает.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account