Previous Entry Share Next Entry
art201045

БЛОКАДА

aivazovsky_29
В одном из предыдущих постов я делал анализ новой кораблестроительной программы  Китая (отдельная благодарность  stbcaptain за уточнения), которая предусматривает строительство 8 авианосцев. Зачем это нужно Китаю знают только сами китайцы, но предположения сводились к тому, что Китай всерьез собирается возвращать себе Тайвань, а в этом случае американцы оказываются в очень сложном положении. Пробный шар американцы запустили в конце февраля докладом Шона Мирски – американского аналитика – о возможности морской блокады Китая. Более подробно можно прочитать ниже.

Journal of Strategic Studies в феврале опубликовал статью американского исследователя Шона Мирски (Sean Mirski) о возможностях США по осуществлению морской блокады Китая в случае войны. Мирски рассматривает блокаду как оптимальный, при некоторых сценариях военного конфликта, вариант боевых действий против КНР, позволяющий разрушить китайский экономический потенциал и заставить китайцев признать поражение.
Мирски считает, что сценарий блокады осуществим при «широкомасштабных» боевых действиях между США и Китаем, занимающих промежуточное место между локальным конфликтом и неограниченной войной. Предполагается, что при таком широкомасштабном конфликте речь не будет идти о применении ядерного оружия, но при этом США будут вести борьбу за свои жизненно важные интересы в регионе.
Мирски отмечает высокую зависимость экономики КНР от внешней торговли, на 90% осуществляемой по морю, необходимости для страны импортировать около 60% потребляемой нефти, а также концентрацию более 80% китайского контейнерного грузооборота в 10 крупнейших портах страны. В силу этих факторов длительная, пусть даже не на 100% эффективная блокада может иметь убийственные последствия для китайской экономики.
Ключевым политическим фактором, от которого зависит успех блокады, Мирски считает способность США добиться участия в ней соседей Китая и, прежде всего, России.
Китай инвестирует значительные средства в альтернативные транспортные коридоры к Индийскому океану в обход проливов, но в отношении таких стран, как Пакистан, Афганистан или Мьянма США могут эффективно применить политическое давление или нанести военные удары по объектам транспортной инфраструктуры (например, китайским нефтепроводам в Мьянме).
Что касается России, то в ее отношении применение военной силы невозможно в силу ее собственного военного потенциала. При этом РФ не только сама является важным поставщиком нефти в КНР (в случае необходимости, отмечает Мирски, ограниченные возможности нефтепровода ВСТО могут быть дополнены использованием железнодорожного и автомобильного транспорта), но и обладает значительным политическим влиянием на страны Центральной Азии, также поставляющие ресурсы в КНР (среди них Мирски выделяет Казахстан).
Мирски признает, что в настоящее время участие России в блокаде КНР выглядит фантастическим, но выражает надежду на дальнейшее сближение между США и РФ на антикитайской основе, которое должно произойти из-за российских страхов перед Китаем. В целом, без участия России проект блокады КНР останется неосуществимым, признает Мирски.
Технически Мирски предлагает осуществлять блокаду с применением двух колец: внешнего, кольца дальней блокады ответственного за идентификацию и нелетальный перехват и внутреннего, ответственного за недискриминационное поражение всех целей, зашедших в запретный район. Границей между внешними и внутренними кольцами блокады будет граница прилегающих к КНР морей (т. е. т. н. первая цепь островов вокруг Китая — Японские о-ва, о-ва Рюкю, Тайвань, Филиппины, Борнео).
Структура сил блокады диктуется резким наращиванием китайцами в последние годы сил изоляции района боевых действий, что сделало применение надводных сил в прилегающих к Китаю морях крайне рискованным. Поэтому внешнее кольцо блокады, состоящее из надводных кораблей, будет действовать за пределами дальности китайской авиации и ракет берегового базирования, главным образом в районе ключевых проливов, идентифицируя и досматривая суда, останавливая суда, направляющиеся в Китай или имеющие китайскую регистрацию.
Внутреннее, летальное кольцо блокады, действующее в районе, прилегающем к китайскому побережью и объявленное запретной зоной, будет иметь в качестве ключевого компонента американские и японские подводные лодки (всего два флота имеют 71 подводную лодку, отмечает Мирски). Вторым компонентом внутреннего кольца будет авиация, действующая с баз, расположенных вне зоны действия китайских сил блокады ТВД. ПЛ и авиация будут атаковать суда, получая целеуказание от вышестоящего командования. Третьим компонентом сил ближней блокады могут быть минные постановки.
В то же время Мирски отмечает фактическую «атрофию» возможностей ВМС США по осуществлению наступательных минных постановок и, в частности, отсутствие по состоянию на начало 2013 финансового года морских мин, пригодных для применения подводными лодками.
Мирски опирается на преобладающую в США крайне скромную оценку противолодочных возможностей китайского флота, что в сочетании с гидрографией прилегающих к КНР морей, затрудняющей обнаружение подводных целей, позволит американским и японским ПЛ «свободно действовать в прибрежных водах Китая».
Возможности КНР по противодействию подобной американской стратегии Мирски рассматривает как скромные. Китай не располагает силами по прорыву американской блокады вдали от своих берегов.
Работа Мирски важна, поскольку позволяет нам лучше понять колоссальное значение России для разворачивающегося американо-китайского противоборства. Переход России в лагерь союзников США будет по сути означать, что это противоборство завершится поражением Китая, так и не успев начаться.
В то же время, твердая поддержка Китая Россией ведет к резкому сужению военных и экономических рычагов США по давлению на Китай. Соответственно, российско-китайские транспортные и энергетические проекты должны рассматриваться также и с точки зрения их стратегической важности для двух стран, а не с узко экономических позиций.
Исследование вопросов применения атомных подводных лодок для нанесения ущерба экономике КНР также имеет большое значение для России с точки зрения обеспечения ее безопасности на Дальнем Востоке. Не имея в принципе возможности достигнуть паритета с КНР в сфере сухопутных и наземных вооруженных сил на Дальнем Востоке, Россия сохраняет мощный атомный подводный флот. Учитывая зависимость КНР от морской торговли и трудности в обеспечении надежной ПЛО в прилегающих к Китаю морях, этот флот остается единственным эффективным неядерным инструментом военного сдерживания Китая, доступным России. В свете этого, решения российского руководства по сохранению и развитию базы атомных подводных лодок на Камчатке, значительные инвестиции в атомный подводный флот и планы по размещению на Дальнем Востоке подводных лодок новых типов следует признать абсолютно правильными и крайне важными.
Подготовил Василий Кашин


Есть в этом докладе несколько моментов, которые превращают программу блокады Китая не только мало вероятной, но просто неосуществимой.
Самый важный момент эффективной блокады Китая с моря, как неоднократно подчеркивает Мирски, привлечение к этой операции России на стороне США. Тезис абсолютно несостятелен.
Товарооборот России и Китая может достичь рекордных показателей по итогам 2011г., считает вице-премьер Александр Жуков. Выступая на открытии 6-го российско-китайского экономического форума в Пекине, он отметил, что за 8 месяцев 2011г. объем взаимной торговли двух стран вырос почти на 50%.
"Это означает, что у нас есть достаточно серьезные основания полагать, что по итогам года товарооборот достигнет 70 млрд долл. и выйдет на новый рекордный уровень", - сказал он.
Сейчас товарооборот России с Китаем составляет 80 млрд.долл. и вчера Предсовмина Китая заявил, что планируются увеличение товарооборота с Россией в три раза, то есть довести его до 240 млрд. долл. Для справки Объем двусторонней торговли достиг рекордного уровня в 42,9 миллиарда долларов" заявил посол США Макфол.
Почувствуйте разницу, особенно если учесть явную  недружелюбную политику, которую проводит сейчас администрация США по отношению к России и первый заграничный визит вновь избранного руководителя Китая на саммит БРИКС.
Страх России по отношению к Китаю явно преувеличен и выглядит это как желание, а не действительность. А при сохранении нормальных отношейний между Китаем и Россией блокада просто бессмысленна. Китай может вложить деньги в Транссиб (строительство дополнительной ветки) и дополнительные  ветки нефте- и газопроводов.
Второй пункт – кто больше пострадает от этой блокады.
По данным минкоммерции Китая, за девять месяцев текущего года внешнеторговый оборот КНР составил $1,5 трлн. По сравнению с тем же периодом прошлого года показатель уменьшился на 20,9%.
В период с января по сентябрь этого года объем китайского импорта в США составил $184,92 млрд. при сокращении показателя на 14,9%. Однако доля Китая на импортном рынке США достигла 18,84%, увеличившись на 3,88%

То есть Китай потеряет примерно 10%, а США – 20%. Кому будет больнее?
В прибрежной зоне судоходства блокада столкнется с мощным противодействием Китая, а для поддержки своих торговых коммуникаций в мировом океане Китай и строит авианосцы. Придется, видимо, американцам сдавать своих союзников на Тайване.





  • 1
Да, судя по всему, американцам действительно предстоит сдача Тайваня Китаю.

До 2020 года в мире будет очень весело, если судить по сводкам со всех фронтов

К сожалению, если у американцев не хватит ума угомониться, то действительно может стать "очень весело".

Полностью придерживаюсь вашего комментария, за исключением одного, у самой демократичной есть союзники и Китай потеряет не 10% а гораздо больше. Но это будет катастрофа для всех!

Если Китай осуществит свои предложения по валютной зоне, то он может спокойно обрушить американскую экономику выбросив на биржу 1.5 триллиона долларов. Это перекроет любую блокаду и армия не поможет, а большой войны американцы боятся не меньше всех.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account