Previous Entry Share Next Entry
art201045

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

1305517028_1294180734_4
Вертолетоносцам типа «Мистраль» могут найти применение в качестве штабных кораблей для создаваемого по поручению Сергея Шойгу оперативного соединения Военно-морского флота России в Средиземном море, сообщил в четверг высокопоставленный представитель Генштаба.
http://www.vz.ru/news/2013/2/28/622465.html

Пожалуй, это самое рациональное решение для применения «Мистраля». Но это решение подразумевает создания, я точнее воссоздания заново оперативного соединения кораблей ВМФ России в Средиземном море. Для тех, кто в силу различных обстоятельств не совсем понимает о чем идет речь, поясню суть вопроса. В конце пятидесятых годов прошлого века еще не было баллистических межконтинентальных ракет. То есть с территории США ракета не могла долететь до СССР, но имелись ядерные бомбы, которые могли нести палубные штурмовики типа «Веджилент», дальность полета которых позволяла наносить ядерный удар по всей территории юго-западной части СССР до Харькова, если они взлетали с борта авианосца находящегося в северо-восточной части Средиземного моря. В эти годы 6-ой флот США безраздельно господствовал на всей акватории Средиземья, имея несколько баз в Италии, Испании и Франции.
В начале 60-х годов в США были приняты на вооружение подводные лодки, имеющие на борту баллистические ракеты «Поларис» с дальностью стрельбы 4730 км.  Эти ПЛАРБ(атомная подводная лодка с баллистическими ракетами) могли наносить удары из северо-восточной части Средиземного моря по всей европейской части СССР. Из ПЛАРБ была создана 16-я оперативная эскадра в составе 8-10 единиц (4-5 из них постоянно несли боевое дежурство на позициях старта), которая базировалась в порту Рота.
Вопрос о противодействии американскому флоту в Средиземном море стал очень остро. Если с авиацией можно было бороться, то задача борьбы с баллистическими ракетами и сейчас не решена.
В начале 60-х годов полноценное противодействие военно-морским силам США в Средиземном море не могла быть решена.  В конце 50-х Хрущев заявил, что крупный океанский военно-морской флот стране не нужен, для решения задачи по обороне побережья достаточно иметь небольшие корабли с ракетами на борту (ракетные катера пр. 183 и 205 с ракетами П-15 – 2 и 4 соответственно) и подводные лодки.  Были разобраны на металлолом десятки крейсеров, эсминцев и все линкоры, включая новейший линкор «Советский Союз» .
Для борьбы с АПУГ была организована система постоянной боевой службы дизельных подводных лодок пр.641 и пр. 651 Северного флота в Средиземном море с целью слежения за авианосными соединениями, а впоследствии и атомных .
После смещения Хрущева была принята и осуществлена грандиозная кораблестроительная  программа, которая позволила в 1967 году развернуть в восточной части Средиземного моря постоянную боевую службу оперативному соединению надводных сил ВМФ СССР. Это соединение получило статус 5-ой оперативной эскадры.
карта
Создание 5-й оперативной эскадры исключило участие в Шестидневной войне 6-го флота ВМС США на стороне Израиля. По мнению В. П. Заблоцкого, 5-я ОпЭск стала сдерживающим фактором для любых недружественных акций против СССР на Средиземном море.
«Нарастание ракетно-ядерной угрозы со стороны пларб, развёрнутых в восточную часть Средиземного моря, вызвало необходимость создания полноценной, мощной группировки сил ВМФ, способной, адекватно реагируя на действия противника, вести упреждающие действия по вскрытию подводной обстановки, обнаружению пларб и поддержанию готовности к их уничтожению. Всё это должно было вынудить командование ВМС США к переразвёртыванию ПЛАРБ в другие районы, действия из которых были менее эффективны».
адмирал И. В. Касатонов
Если министерство обороны совместно с командованием ВМФ всерьез решили воссоздать оперативную группировку морских сил в Средиземном море, то такое решение можно только приветствовать. Но есть ли сейчас в наличии те силы, которые могут эту задачу выполнять – для меня большой вопрос. 5-я эскадра постоянно насчитывала в своем составе от 50 до 80 кораблей и судов обеспечения, а так же от 8 до 12 ПЛ (дизельных и атомных). «Мистраль» в этом случае, конечно будет как раз к месту выполняя функции корабля управления, но вот все остальное как? Нужно строить не корветы, как сейчас (корвет по сути корабль береговой охраны), а крейсера, БПК, судоремонтные суда, суда снабжения. Те крупные надводные корабли, которые сейчас в строю, имеют  возраст от 20 лет и старше, интенсивной службы в море они долго не выдержат, кроме того они просто устарели и по технике и по вооружению.  
Но эффект появления такого соединения в Средиземном море в корне изменило бы сложившуюся ситуацию на Ближнем Востоке и Северное Африке.


  • 1
А можно вместо "Мистраля" в качестве корабля управления использовать что-то иное?

Так и делали используя с этими целями какой-нибудь крейсер или плавбазу. Просто "Мистраль" приспособить достаточно легко, разместив штабных вместо десанта и добавив средства связи, тем более что по прямому назначению его использование очень проблематично, да и деньги плачены. На крейсере штабные размещались в офицерских каютах, а офицеры "переезжали" или в кубрики или на боевые посты, а средства связи были штатные, добавлять некуда, да и боевые задачи крейсера отличаются от задач корабля управления.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account